Ван Эйк (van Eyck) Ян, нидерландский живописец. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в Нидерландах, Ян ван Эйк в 1422–1424 работал над украшением графского замка в Гааге, в 1425 стал придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго, в 1427 посетил Испанию, в 1428–1429 – Португалию. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге.

Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый “Гентский алтарь”, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (“Тимофей”, 1432, “Портрет мужчины в красном тюрбане”, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон; портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Беспристрастно правдивая и тщательная передача облика человека подчинена в них зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Ян ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет – проникнутое сложной символикой и в то же время интимно-лирическим чувством изображение купца Джованни Арнольфини с женой.

Проблема участия художника Хуберта ван Эйка в работе над алтарем остается открытой: по мнению большинства исследователей он мог лишь начать работу над центральной частью алтаря, но в целом произведение исполнено Яном ван Эйком. Несмотря на наличие в ряде сцен алтаря архаических, готических черт, “Гентский алтарь” открыл новую эпоху в развитии искусства Нидерландов. Сложная религиозная символика претворена в нем в конкретные, жизненно убедительные и осязаемые образы. С исключительным реализмом и неприкрашенной выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнаженные фигуры Адама и Евы. Фигуры, поющих и музицирующих ангелов на боковых створках, отличаются убедительной пластической осязаемостью. Тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в сцене “Поклонение Агнцу” в центре алтаря.

Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции “Мадонна канцлера Ролена” (около 1436, Лувр, Париж) и “Мадонна каноника ван дер Пале” (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Развивая и обогащая достижения своих предшественников, прежде всего Р.Кампена, он превращает традиционную сцену поклонения Богоматери в величественное и красочное изображение зримого, реального мира, исполненное спокойной созерцательности. В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности, и окружающий его мир. В его композициях на равных выступают и образуют гармоничное единство портретные изображения, пейзаж, интерьер, натюрморт. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщенность живописи выявляют самоценность и красоту каждого предмета, обретающего в творчестве ван Эйка реальный вес и объем, характерную фактуру поверхности. Детали и целое находятся в органической взаимосвязи: архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями, как бы воплощают в себе частицы бесконечной красоты мироздания: исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в “Мадонне канцлера Ролена” воспринимается как собирательный образ Вселенной.

Искусство ван Эйка проникнуто глубоким пониманием сущего как логического воплощения Божьего промысла, выражением чего стало строгое, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности. Решение вставших перед ван Эйком творческих проблем требовало разработки новых средств художественной выразительности. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи , используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Этот живописный метод позволил ван Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Звучные, интенсивные, чистые тона красок в картинах ван Эйка, пронизанные воздухом и светом, образуют единое гармоническое целое.

Творчество художника ван Эйка, ярчайшим образом воссоздававшее красоту и живое многообразие мироздания, в значительной степени определило пути дальнейшего развития нидерландской живописи, круг ее проблем и интересов. Мощное воздействие искусства ван Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения (Антонелло да Мессина).

Национальность

Фламандец

Жанры

Северное Возрождение

Годы жизни

1395 - 1441

Википедия

Открыть страницу


Работы художника:



Название

Благовещение

Год создания

Неизвестно

Название

Гентский алтарь. Фрагмент.

Год создания

1432

Название

Гентский алтарь. Фрагмент.

Год создания

1432

Название

Гентский алтарь. Фрагмент

Год создания

1432

Название

Гентский алтарь. Сюжет 1

Год создания

1432

Название

Гентский алтарь.Фрагмент.Дева Мария Благовещения

Год создания

1432

Название

Гентский алтарь. Кумская сивилла

Год создания

1432

Название

Эритрейская сивилла

Год создания

15 век

Название

Гентский алтарь. Сюжет 30

Год создания

15 век

Название

Гентский алтар .Сюжет 30

Год создания

1432

Название

Гентский алтарь. Фрагмент.Благовещение

Год создания

1432

Название

Гентский алтарь. Центральная часть

Год создания

1432

Название

Адам...

Год создания

15 век.

Название

Адам. Холст, масло

Год создания

1436

Название

Адам . Гентский алтарь.

Год создания

1432 закончен

Название

Гентский алтарь. Фрагмент

Год создания

1432

Название

Парадные одежды

Год создания

15 век

Название

Неизвестно

Год создания

1426

Название

Праздничные одежды священников

Год создания

15 век

Название

Гентский алтарь. Фрагмент.

Год создания

1432

Название

Поклонение Агнцу (фрагмент - Проповедники веры) Гентский алтарь

Год создания

1432

Название

Подойди,скажу что-то.Фрагмент.

Год создания

1432

Название

Ева. Гентский Алтарь

Год создания

1432

Название

Гентский алтарь. Фрагмент . Ева.

Год создания

1432

Название

Ева . Холст, масло

Год создания

ок.1430

Название

Гентский алтарь. Фрагмент.

Год создания

1432

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Гентский Алтарь. Иоанн Креститель

Год создания

1432

Название

Святой Иоанн Креститель

Год создания

1432

Название

Гентский алтарь. Фрагмент

Год создания

1432

Название

Гентский алтарь. Фрагмент

Год создания

1442

Название

Гентский алтарь праведных судий

Год создания

1432

Название

Гентский алтарь . Фрагмент

Год создания

1442

Название

Гентский алтарь

Год создания

1432

Название

Гентский Алтарь . Фрагмент

Год создания

1395 - 1441

Название

Гентский алтарь. Фрагмент

Год создания

1442

Название

Гентский алтарь. Деталь. Поклонение агнцу

Год создания

1432

Название

Поклонение мистическому Агнцу

Год создания

1432

Название

Гентский алтарь. Фрагмент.

Год создания

15 век

Название

Гентский алтарь. Деталь

Год создания

1432

Название

Гентский алтарь. Фрагмент

Год создания

1432

Название

Гентский алтарь. Деталь.

Год создания

1432

Название

Гентский алтарь, Христово воинство.Фрагмент

Год создания

1417 - 1432

Название

Гентский алтарь.Фрагмент

Год создания

1442

Название

Гентский алтарь праведных судей Фрагмент

Год создания

1432

Название

Моисей

Год создания

1643

Название

Фрагмент Гентского алтаря

Год создания

1425-1433

Название

Гентский алтарь. Сюжет 16

Год создания

1432

Название

Мадонна каноника Георга ван дер Пале

Год создания

1436

Название

The Madonna with Canon van der Paele Фрагмент

Год создания

1436

Название

Гентский Алтарь Сюжет 25

Год создания

1422-32

Название

Гентский алтарь. Деталь

Год создания

1432

Название

Богоматерь канцлера Ролена

Год создания

Неизвестно

Название

Гентский алтарь. Деталь

Год создания

1432

Название

Мадонна канцлера Ролена

Год создания

1435

Название

Дева канцлера Ролина. Фрагмент

Год создания

1435

Название

Мадонна канцлера Ролена

Год создания

1435

Название

The Ghent Altarpiece- Singing Angels (detail 2

Год создания

1427 - 29

Название

Мадонна с младенцем

Год создания

Неизвестно

Название

Мадонна с картезианским монахом

Год создания

1425

Название

Сюжет 7

Год создания

15 век

Название

Мадонна Луккская

Год создания

Неизвестно

Название

Мужской портрет

Год создания

15 век

Название

Бодуэн де Ланнуа

Год создания

1435

Название

Джованни Арнольфини

Год создания

ок. 1435

Название

Гентский алтарь. Сюжет 32

Год создания

1432

Название

Portrait of Jan de Leeuw

Год создания

1436

Название

Portrait of Cardinal Niccolo Albergati

Год создания

15 век

Название

Гентский алтарь. Фрагмент.

Год создания

1432

Название

Мужской портрет

Год создания

1432

Название

Портрет мужчины

Год создания

15 dtr

Название

Портрет мужчины в тюрбане

Год создания

Неизвестно

Название

Portrait of a Man with a Blue Chaperon

Год создания

15 век

Название

Портрет четы Арнольфини

Год создания

Неизвестно

Название

Портрет четы Арнольфини. Деталь

Год создания

1434

Название

Giovanni arnolfini and his bride. Фрагмент

Год создания

15 век

Название

Гентский алтарь. Донатор

Год создания

15 век

Название

Рождение Иоанна Крестителя

Год создания

1422

Название

Придворные на рыболовле

Год создания

ок.1425

Название

Святой Иероним в его кабинете

Год создания

1442

Название

Гентский алтарь. Сюжет 2

Год создания

1432