Веласкес Диего, великий испанский живописец. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Рано обратившись к кругу новых для испанской живописи тем и образов, в сценах из народной жизни “бодегонес” (от испанского bodegon – харчевня) создал галерею ярко характерных, полнокровных народных типов (“Завтрак”, около 1618, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Водонос”, около 1622, Музей Уэллингтона, Лондон). Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма, интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом.

В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629, и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Художник проницательнее вглядывался в мир, порывал с присущими искусству его времени условностями, искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. В картинах “Вакх” (“Пьяницы”, до 1630) и “Кузница Вулкана” (1630; обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.

На формирование Диего Веласкеса как портретиста огромное воздействие оказала жизнь при королевском дворе, научившая художника постигать глубины человеческого характера, скрытые под маской придворного этикета. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ (инфанта Балтасара Карлоса, 1634–1635, Прадо, Мадрид) отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов.

В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон благодаря тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью; темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден; графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Дама с веером”, около 1648, собрание Уоллес, Лондон; серия портретов инфант, Лувр, Прадо).

Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. К этому же периоду относятся “Венера перед зеркалом” (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа “Вилла Медичи” (1650–1651, Прадо, Мадрид; по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.

В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В картине “Менины” (“Фрейлины”, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала), изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками.

В ином, более мажорном колористическом ключе написаны “Пряхи” (1657, Прадо, Мадрид), сцена в королевской мастерской ковров с фигурами прях на первом плане и ярко освещенным солнечным светом помещением в глубине композиции, где придворные дамы осматривают готовый ковер, изображающий миф об Арахне - ткачихе, превзошедшей в своем мастерстве богиню Афину. Контрасты освещения, “двуслойное” пространственное построение композиции, своего рода золотая пыль, окутывающая фигуры прях, создают в картине особую атмосферу общего для всех персонажей чувства, объединяющую в себе все их движения, жесты, душевные импульсы.

В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы. Живописец Диего Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства.

Национальность

Испанец

Жанры

Барокко

Годы жизни

1599 - 1660

Википедия

Открыть страницу


Работы художника:



Название

Придворный карлик Дон Диего де Аседо (Ель Примо), холст, 107х82 см

Год создания

1644

Название

Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра

Год создания

Около 1643 - 1645

Название

Портрет рыцаря Ордена Сантьяго, фрагмент

Год создания

1650

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Девушка

Год создания

1635

Название

Преподобная мать Херонима де ла Фуэнте

Год создания

1620

Название

Эзоп, холст, 179х94 см

Год создания

Около 1639-1642

Название

Филипп IV ( после Рубенса)

Год создания

17 век

Название

Арахна

Год создания

17 век

Название

Триумф Бахуса, холст, 165х225 см

Год создания

Около 1628 - 1629

Название

Завтрак, холст, 183х116 см

Год создания

Около 1617 - 1618

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Портрет кардинала Камилло Асталли

Год создания

1650-1651

Название

Портрет инфанта дона Фернандо Австрийского

Год создания

1632-1633 годы

Название

Христос на кресте, холст, 248х169 см

Год создания

Около 1631-1632

Название

Кухонная сцена с картиной "Христос в доме Марты и Марии", холст, 60х103 см

Год создания

Около 1618

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Портрет карлика Себастьяна де Морра

Год создания

1628 -29

Название

Демокрит

Год создания

1640

Название

Портрет принца Бальтазара Карлоса

Год создания

1639

Название

don cristobal suarez de ribera

Год создания

1620

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Портрет графа-герцога де Оливареса

Год создания

1626

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Донья Инпеньяретта с сыном

Год создания

17 век

Название

Донья Инпеньяретта с сыном

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Инфанта Маргарита в синем, холст, 127х107 см

Год создания

1659

Название

Инфанта Маргарита, холст, 128х99,5 см

Год создания

Около 1653-1654

Название

Портрет инфанта дона Карлоса

Год создания

1626 - 1628

Название

Инфант Филипп Проспер, холст, 128,5х90,5 см

Год создания

Около 1659

Название

Инфант Филипп Проспер (фрагмент)

Год создания

Неизвестно

Название

Папа Иннокентий Х, холст, 140х120 см

Год создания

1650

Название

Шут по прозвищу Дон Хуан Австрийский

Год создания

1633

Название

Евангелист Иоанн на Патмосе

Год создания

17 век

Название

Окровавленная одежда Иосифа, холст, 218х287 см

Год создания

1630

Название

Скульптор Хуан Мартинес Монтаньес, холст, 109х87 см

Год создания

Около 1635-1636

Название

Хуан де Пареха, холст, 82х69,8 см

Год создания

1649-1650

Название

Philip IV at Fraga

Год создания

1623 - 24

Название

Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме

Год создания

1633

Название

Ужин в Эммаусе

Год создания

1618

Название

Дама с веером, холст, 93х68,5 см

Год создания

В сороковых годах 17 века

Название

Семья Филиппа IV - Менины (Las Meninas), холст, 318х276 см

Год создания

1656

Название

Las Meninas (фрагмент)

Год создания

1656

Название

Повтор Триумф Бахуса

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Марс, холст, 179х95 см

Год создания

Около 1639 - 1642

Название

Менип, холст, 179х94 см

Год создания

Около 1639-1642

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Портрет папского брадобрея Фердинандо Брандани |

Год создания

17 век

Название

Mother_Jeronima de_la_Fuente_detail

Год создания

неизвестно

Название

Преподобная мать Херонима де ла Фуэнте Предложить название

Год создания

1622

Название

Старая кухарка, холст, 99х117 см

Год создания

1618

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

"Завтрак"

Год создания

ок.1617

Название

Портрет Филиппа IV

Год создания

16 век

Название

Филипп IV в доспехах, холст, 57х44 см

Год создания

Около 1626 - 1628

Название

Филипп IV, холст, 202х108 см

Год создания

1624

Название

Филипп IV, холст, 201х102 см

Год создания

Около 1626 - 1628

Название

Портрет Филиппа 1V в охотничьем костюме

Год создания

1636

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Филипп IV на коне, холст, 301х314 см

Год создания

Около 1634 - 1635

Название

Папа Иннокентий Х - этюд к портрету, холст, 49х41 см

Год создания

1650

Название

Повтор Папа Иннокентий Х

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Портрет священника

Год создания

1623

Название

Портрет маленькой девочки

Год создания

1644

Название

Портрет мужчины (Хосе Ньето ?)

Год создания

1645

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Молодой испанский дворянин, холст, 89,2х69,5 см

Год создания

Около 1625-1629

Название

Портрет Инфанты Маргариты

Год создания

1659

Название

Инфант Балтазар Карлос на коне, холст, 209х173 см

Год создания

Около 1634 - 1635

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Филипп Проспер

Год создания

1659

Название

Королева Мария Анна, холст, 231х131 см

Год создания

1652-1653

Название

queen isabella of castile

Год создания

16 век

Название

«Портрет королевы Изабеллы Бурбонской»

Год создания

1631 - 1632

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

"Святой Иоанн Богослов на острове Патмос"

Год создания

1619

Название

Святой Павел

Год создания

1620

Название

Портрет придворного шута Себастьяна Мора

Год создания

1648

Название

Juana Pacheco Wife of the Artist characterized as a Sibyl

Год создания

1630 -31

Название

Аббат Антоний посещает отшельника Павла, холст, 257х188 см

Год создания

1635 ?

Название

Покров Богородицы над святым Ильдефонсом

Год создания

1623

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

"Ужин в Эммаусе."

Год создания

1620

Название

Продавец воды, холст, 106,5х82 см

Год создания

Около 1619 - 1620

Название

Поклонение волхвов, холст, 203х125 см

Год создания

Датирована 1617 (или 1619)

Название

Дон Хуан де Калабасас

Год создания

1632

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

The_Buffoon_Juan_de_Austria

Год создания

15 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Коронование Богородицы, холст, 176х124 см

Год создания

Около 1641-1643

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Христос на кресте, холст, 248х169 см

Год создания

Около 1631 - 1632

Название

Портрет шута Хуана Калабасаса

Год создания

ок. 1631/1632

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Легенда об Арахне Прядильщицы - (Las Hilanderas), холст, 220х289 см

Год создания

Около 1658 - 1659

Название

Непорочное зачатие

Год создания

1619

Название

Инфанта Маргарита в "розовом и серебристом", холст, 212х147 см

Год создания

Около 1660

Название

Дон Луис де Гонгора и Арготе, холст, 51х41 см

Год создания

1622

Название

Скульптор Хуан Мартинес Монтанес, холст, 109х87 см

Год создания

Около 1635 - 1636

Название

Сдача Бреды - Las Lanzas, холст, 307х367 см

Год создания

1634 - 1635

Название

Искушение Сент-Томас

Год создания

1653

Название

Повтор Триумф Бахуса

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Кузница Вулкана

Год создания

1630

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Повтор Завтрак

Год создания

Неизвестно

Название

Трио музыкантов, холст, 87х110 см

Год создания

Около 1618

Название

Двое ебущихся юношей , холст, 64,5х104 см

Год создания

Около 1620

Название

Velasquez 1

Год создания

неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Венера с зеркалом и Купидон, холст, 122,5х177 см

Год создания

Около 1649 - 1650

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

В саду на Вилла Медичи в Риме, холст, 48х42 см

Год создания

1650 ?

Название

В саду на Вилла Медичи в Риме, холст, 44х38 см

Год создания

1650 ?

Название

Молодой испанский дворянин

Год создания

ок 1629

Название

Портрет

Год создания

17 век