Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо во Флоренции. Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с астрономом П.Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого да Винчи. В ранних произведениях (голова ангела в “Крещении” Верроккьо, после 1470, “Благовещение”, около 1474, - оба в Уффици; так называемая “Мадонна Бенуа”, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью, иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др.), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции.

В 1481 или 1482 Леонардо да Винчи поступил на службу к правителю Милана Лодовико Моро, исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, устроителя придворных праздников. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца - отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). В миланский период Леонардо да Винчи создал “Мадонну в скалах” (1483-1494, Лувр, Париж; второй вариант - около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись “Тайная вечеря” (1495-1497; из-за особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской техники - масло с темперой - сохранилась в сильно повреждённом виде; в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи; ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм.

Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты “идеального” города и проекты центрально-купольного храма, оказавшие большое влияние на современное ему зодчество Италии. После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 — Флоренция; 1500 — Мантуя и Венеция; 1506, 1507-1513 — Милан; 1513-1516 — Рим; 1517-1519 — Франция). В родной Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо “Битва при Ангьяри” (1503-1506, не закончена, известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени. В портрете “Моны Лизы” или “Джоконды” (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), алтарный образ “Святая Анна и Мария с младенцем Христом” (около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции, и “Иоанн Креститель” (около 1513-1517, Лувр), где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника.

В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с “Потопом”, итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в “Трактат о живописи”, составленный после смерти мастера его учеником Ф.Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. В споре искусств Леонардо да Винчи первое место отводил живописи, понимая ее как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе. Облик Леонардо да Винчи был бы воспринят нами односторонне без учета того, что его художественная деятельность оказалась неразрывно связанной с деятельностью научной. В сущности, Леонардо да Винчи представляет в своем роде единственный пример великого художника, для которого искусство не было главным делом жизни.

Если в молодости он преимущественное внимание уделял живописи, то с течением времени это соотношение изменилось в пользу науки. Трудно найти такие области знания и техники, которые не были бы обогащены его крупными открытиями и смелыми идеями. Ничто не дает такого яркого представления о необычайной универсальности гения Леонардо да Винчи, как многие тысячи страниц его рукописей. Содержащиеся в них заметки в сочетании с бесчисленными рисунками, придающими мысли Леонардо да Винчи пластическую овеществленность, охватывают все бытие, все области знания, являясь как бы нагляднейшим свидетельством того открытия мира, которое принес с собой Ренессанс. В этих результатах его неустанной духовной работы явственно ощущается многоликость самой жизни, в познании которой художественное и рациональное начала выступают у Леонардо да Винчи в нерасторжимом единстве.

Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией. И как контраст с этой полной высшего напряжения творческой деятельностью — жизненная судьба Леонардо, его бесконечные скитания, связанные с невозможностью найти в тогдашней Италии благоприятные условия для работы.

Поэтому, когда французский король Франциск I предложил ему место придворного живописца, Леонардо да Винчи принял приглашение и в 1517 году прибыл во Францию. Во Франции, в этот период особенно активно приобщавшейся к культуре итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи был окружен при дворе всеобщим почитанием, носившим, однако, скорее внешний характер. Силы художника были на исходе, и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции. Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал общепризнанным символом эпохи Возрождения. История зарождения эпохи итальянского ренессанса.

Национальность

Итальянец

Жанры

Высокое Возрождение

Годы жизни

1452 - 1519

Википедия

Открыть страницу


Работы художника:



Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Unknown

Название

An Angel in Green with a Vielle

Год создания

16 век

Название

Девушка, играющая на лютне

Год создания

16 век

Название

Технические изобретения художника

Год создания

15 век

Название

Мадонна Бенуа

Год создания

Unknown

Название

Битва при Ангиари Битва в Анджарии

Год создания

1505

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Drawing

Год создания

15 век

Название

Анатомические рисунки

Год создания

15 век

Название

Чертежи. Наброски

Год создания

16 век

Название

Анатомические рисунки

Год создания

16 век

Название

Анатомические рисунки

Год создания

16 век

Название

Изобретения художника

Год создания

16 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Голова женщины

Год создания

15 век

Название

Эскизы женских голов

Год создания

15-16 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Автопортрет

Год создания

16 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Витрувианский человек

Год создания

1490—1492

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Портрет девушки

Год создания

16 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

благовещение

Год создания

1472

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

"Карикатуры". Королевская библиотека. Виндзор

Год создания

15 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Дама с горностаем

Год создания

1489 г.–1490 г

Название

Рисунки: характеры

Год создания

1490

Название

Голова девушки

Год создания

неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Анатомические рисунки

Год создания

16 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Благовещение. Фрагмент

Год создания

16 век

Название

Леда и лебедь

Год создания

неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Чертежи проектов художника

Год создания

16 век

Название

Золотое сечение

Год создания

16 век

Название

Пейзаж

Год создания

1473

Название

Неизвестно МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, СВЯТАЯ АННА И СВЯТОЙ ИОАНН.

Год создания

ОКОЛО 1508

Название

Мадонна с кошкой

Год создания

15 век

Название

мадонна с младенцем и тарелкой фруктов (набросок к картине "Мадонна Бенуа")

Год создания

1478

Название

The Virgin and Saint Anne

Год создания

16 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

музыкант

Год создания

1507

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Пейзаж с речной долиной и скалами, выполненный в день святой Марии Снежной 5 августа 1473

Год создания

1473

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

L'impiccato

Год создания

1479

Название

Золотое сечение

Год создания

15 век

Название

Adoration of the magi

Год создания

15 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Портрет воина

Год создания

15 век

Название

Женский портрет в профиль

Год создания

16 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Рисунки гения

Год создания

16 век

Название

Мадонна в скалах

Год создания

ca. 1491

Название

Голова мальчика

Год создания

неизвестно

Название

Апостолы. Эскиз

Год создания

15 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Мадонна Литта

Год создания

1490-1491

Название

Портрет женщины

Год создания

15век

Название

Sketches eye

Год создания

16 век

Название

Натурные зарисовки архитектуры

Год создания

15 век

Название

Женский портрет

Год создания

16 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Эскиз. Всадник

Год создания

16 век

Название

Драпировка

Год создания

16 век

Название

Эскизы

Год создания

15 век

Название

Эскиз драпировки для сидящей фигуры

Год создания

16 век

Название

Благовещение

Год создания

ок. 1472

Название

Эскиз драпировки для сидящей фигуры

Год создания

1470-1484

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Masquerader in the guise of a Prisoner

Год создания

16 век

Название

Эскизы художника

Год создания

16 век

Название

Лилия.

Год создания

15 век.

Название

Избранные труды. Том 2. Искусство ... - Раздел — Физика

Год создания

15век

Название

Круп. 5 вариантов

Год создания

16 век

Название

Рисунки

Год создания

15 век

Название

Прекрасная Фероньера

Год создания

ок 1490

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Анатомические рисунки

Год создания

16 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Ветка. Рисунок

Год создания

15 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Рисунки, наброски

Год создания

15 - 16 век

Название

Виноградная кисть

Год создания

15 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Цветочный орнамент

Год создания

16 век

Название

Цветы.

Год создания

16 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Анатомические рисунки

Год создания

16 век

Название

Женский портрет

Год создания

16 век

Название

Projet de Mausolée, dessin (Musée du Louvre), techniques & architecture.

Год создания

15 век

Название

Study of a Woman,

Год создания

1490

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Тайная вечеря

Год создания

1495—1498

Название

Голова Христа. Фрагмент фрески Тайная вечеря

Год создания

16 век

Название

тайная вечеря

Год создания

1832

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Рисунок

Год создания

16 век

Название

Святой Иероним

Год создания

Неизвестно

Название

Мадонна в гроте

Год создания

1483 - 1486

Название

Мона Лиза (Джоконда)

Год создания

1503—1519

Название

Иоанн Креститель

Год создания

1514-1516

Название

Анна, Мария, младенец и агнец

Год создания

1505-1510

Название

Иоанн Креститель

Год создания

1515

Название

Иоанн Креститель. Фрагмент

Год создания

15 век

Название

«Мудрец, изучающий время» и зарисовки

Год создания

1452

Название

Поклонение волхвов

Год создания

1481

Название

Крещение Христа

Год создания

1470 - 1475

Название

Портрет Джиневры де Бенчи

Год создания

неизвестно

Название

Джиневра де Бенчи (обратная сторона)

Год создания

1474 - 76

Название

Мадонна Дрейфус

Год создания

1470

Название

Мадонна с гвоздикой

Год создания

1478 - 80

Название

Анатомические рисунки

Год создания

16 век

Название

Женский портрет. Рисунок

Год создания

15 век

Название

Вознесение Господне

Год создания

15 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Автопортрет

Год создания

1512

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Анатомические рисунки

Год создания

16 век

Название

Анатомические рисунки

Год создания

16 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно