Петров-Водкин Кузьма Сергеевич, русский художник, теоретик искусства и писатель.

Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября (5 ноября) 1878 в семье сапожника; сумел получить художественное образование при поддержке местных купцов. Учился в классах живописи и рисования Ф.Е.Бурова в Самаре (1895–1897) и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895–1897). В 1905 окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был В.А.Серов. Посещал студию А.Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905–1908).

В эти же годы много путешествовал по Западной Европе и Средиземноморью, побывал в Северной Африке; позднее большое значение для него имели также крымские и среднеазиатские впечатления. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старинных (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения) традиций. Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Жил в Ленинграде, а с 1927 – в Пушкине.

Целиком в духе символизма решены уже его ранние картины, где преобладают мотивы легенды или волшебного сна (Сон, 1911; Играющие мальчики, 1911; обе работы – в Русском музее, Петербург). Монументальным свидетельством творческой зрелости явилось знаменитое полотно Купание красного коня (1912) – простой сельский сюжет превращен (благодаря плавной ритмике форм и звучному локальному колориту) в поэтическое обобщение о судьбах России. Так же воспринимаются картины Мать (1913) и Девушки на Волге (1915).

В своих новаторских монументально-декоративных работах (росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, 1910, Морском Никольском соборе Кронштадта, 1913, росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы, 1915) Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна». Религиозные мотивы порой одухотворяют и его светские композиции (1918 год в Петрограде (с фигурой Богоматери с Младенцем на первом плане), 1920; все картины – в Третьяковской галерее).

В 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет ему, изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты». По-своему «планетарны», монументально-значительны даже его натюрморты (Селедка, 1918, Русский музей), портреты же воспринимаются как масштабные духовные вехи своего времени (Автопортрет, 1918; А.А.Ахматова, 1922; оба портрета – в Третьяковской галерее).

Искренний «попутчик» революции, мастер создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны (После боя, 1923, Центральный музей Вооруженных сил, Москва; Смерть комиссара, 1928, Русский музей). Но картина 1919 год. Тревога (1934, там же), с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами, а многофигурное Новоселье (1937, Третьяковская галерея) –на тему «уплотнения бывших буржуев» – как сатира на новый быт.

Петров-Водкин часто (начиная с ранних подражаний М.Метерлинку) обращался к литературе, особенно в свой поздний период. Романтически-эмоциональны, весьма самобытны по жанру его Хлыновск (1930) и Пространство Эвклида (1933) – своего рода «вымышленные автобиографии», где причудливо сочетаются черты авантюрного романа, теоретического трактата и мемуаров. Плодотворно работал также как художник театра и педагог (преподавал в школе Е.Н.Званцевой (1910–1915) и Академии художеств (1918–1933).

Умер Петров-Водкин в Ленинграде 15 февраля 1939.

Национальность

Русский

Жанры

Символизм

Годы жизни

1878 - 1939

Википедия

Открыть страницу


Работы художника:



Название

Окрестности Хвалынска

Год создания

1909 год

Название

Девушки на Волге.

Год создания

1915

Название

Кадуша. Африка.

Год создания

1907

Название

Мальчики.

Год создания

1916

Название

Материнство

Год создания

1928

Название

Вид музея Клюни в Париже

Год создания

1907 г.

Название

Мать 1

Год создания

1913 г

Название

Портрет матери.

Год создания

1909 г

Название

Портрет Л. М. Эренбург

Год создания

1924 г

Название

Эскиз..

Год создания

1920 -е

Название

Архангел Михаил

Год создания

1916 г

Название

Мать

Год создания

1920

Название

Портрет Н. Грековой (Казачка)

Год создания

1912

Название

Портрет жены художника

Год создания

1912

Название

Голова юноши.

Год создания

1916 г.

Название

Девочка с куклой. Портрет Татули.

Год создания

1937 г.

Название

Негритянская деревня.

Год создания

1907 г

Название

Мать, спасающая ребенка.

Год создания

1932

Название

Эскиз костюма к трагедии А. С. Пушкина Борис Годунов

Год создания

1923

Название

Автопортрет

Год создания

1921

Название

Ленушка в кровати

Год создания

1926

Название

Натюрморт С Письмами.

Год создания

1925 г

Название

Девочка в лесу.

Год создания

1938 г

Название

Росписи в церкви в Овруче

Год создания

1910

Название

Скрипка.

Год создания

1921 г.

Название

Эпитаф.

Год создания

1904 г.

Название

Разносчица

Год создания

1922

Название

Смерть комиссара

Год создания

1928 г

Название

Бокал и лимон.

Год создания

1922 г.

Название

Эскиз костюма к трагедии А.Пушкина "Борис Годунов"

Год создания

1923

Название

Материнство

Год создания

1928

Название

Первая демонстрация. (Семья рабочего в первую годовщину Октября.)

Год создания

1927

Название

Жаждущий воин

Год создания

1915

Название

Портрет мальчика.

Год создания

1913

Название

Эскиз грима Юродивого к трагедии Пушкина "Борис Годунов"

Год создания

1923

Название

Рисунок к картине "Смерть комиссара"

Год создания

1927

Название

После боя

Год создания

1923

Название

Яблоки на красном фоне

Год создания

1917

Название

Рисунки рук

Год создания

1915

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Портрет девочки

Год создания

1921

Название

Тревога

Год создания

1934

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Кафе.Холст, масло

Год создания

1907.

Название

Автопортрет

Год создания

1926 - 20

Название

Купание красного коня

Год создания

1912