Рогир ван дер Вейден (1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — нидерландский живописец, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Творчество ван дер Вейдена сфокусировано на постижении индивидуальности человеческой личности во всей её глубине. Сохранив спиритуализм предшествующей традиции, ван дер Вейден наполнил старые изобразительные схемы ренессансной концепцией активной человеческой личности, дополнил их глубоким психологизмом и эмоциональной интенсивностью. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека».

Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика (фр. maitre-coutelier) по имени Анри. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось.

Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство — его наставник Робер Кампен). Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения).

Первые три года в полной мере самостоятельного творчества Рогира (с 1432 по 1435 гг.) никак не задокументированы. Возможно, художник провёл их в Брюгге с ван Эйком (с которым, вероятно, и прежде пересекался в Турне). Во всяком случае, одна из наиболее известных композиций Рогира, «Евангелист Лука, рисующий Мадонну», проникнута очевидным влиянием старшего современника.

Известно, что к 1435 г. художник вместе с семьей переехал в Брюссель, бывший тогда одним из крупнейших европейских городов и одной из важнейших резиденций могущественного Герцога Бургундского. Бургундия того времени представляла собой условную «третью силу» в Западной Европе по отношению к Франции, ведущей изнурительную Столетнюю войну, и Священной Римской империи. Формально будучи вассалами французского короля, бургундские герцоги к началу XIV века сосредоточили под своей властью обширные территории, в настоящее время относящиеся к Нидерландам, Бельгии, Люксембургу и северо-восточной Франции, и реально претендовали на создание обособленного самобытного государства. Именно на этот своеобразный в истории нижних земель, ныне политико-территориально разделенных между странами Бенилюкса, период приходится жизнь и расцвет творчества ван дер Вейдена.

В связи с переездом в важнейший город герцогства, Брюссель, основным языком общения в котором был нидерландский, Мастер Роже де ля Пастюр переводит своё имя с французского на нидерландский и становится Рогиром ван дер Вейденом. В марте 1436 Рогир получает почетный титул «художника города Брюсселя» (флам. stadsschilder). В Брюсселе художник проживет до конца своих дней в 1464 году.

К началу брюссельского периода принадлежит грандиозное по эмоциональному воздействию на зрителя «Снятие с креста».

О снятии с креста Иисуса (в связи с положением во гроб) упоминают все евангелисты, однако ни одна из книг Священного Писания не свидетельствует о том, что в снятии участвовали Богородица, жены-мироносицы, Иоанн Богослов, обыкновенно изображаемые в произведениях на эту тему.Идейный центр композиции — мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Ван дер Вейден нарушает каноны, придавая телу Девы необычное, однако, чрезвычайно эмоционально насыщенное положение, как бы рифмующееся с положением тела её Сына. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама, иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества.

Другим дошедшим до нас шедевром Мастера является Алтарь Девы Марии, так называемый Алтарь Мирафлорес, экспонирующийся в Берлинской картинной галерее. Считается, что эта работа была исполнена в 1445 году по заказу кастильского короля Хуана II, который, в свою очередь, передал работу в дар монастырю Мирафлорес, что неподалеку от Бургоса. Трехстворчатый алтарь рассказывает нам о трех значительнейших эпизодах из жизни Богоматери, связанных с её Сыном: умилении Богородицы, оплакивании Христа и явлении воскресшего Сына Человеческого Деве Марии.

Отличие Рогира от грубоватого кампеновского реализма и утончённости ванэйковского проторенессанса наиболее наглядно в полиптихе «Страшный суд». Он был написан в 1443—1454 гг. по заказу канцлера Николя Ролена для алтаря капеллы госпиталя, основанного последним в бургундском городе Бон.

Примечательно, что эта работа до нашего времени находится в том самом здании, для которого её когда-то и выполнял Рогир, в городе Бон, что в окрестностях Дижона. На центральной панели — Христос во Славе, прямо под его изображением — архангел Михаил, взвешивающий на своих весах души умерших. Справа от Христа преклонила колени Богородица, заступница рода человеческого, смиренно просящая Сына простить людям их грехи. И Христос, и святые, окружающие его, восседают на огненных облаках, под которыми лежит выжженная земля. Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. Туда, в ад, горестно следуют, нераскаявшиеся грешники. В противоположную сторону направляются спасшиеся. У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел. По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд» — это свой собственный Гентский алтарь Рогира.

В юбилейный 1450 г. Рогир ван дер Вейден совершил поездку в Италию и побывал в Риме, Ферраре и Флоренции. Он был тепло встречен итальянскими гуманистами (известен похвальный отзыв о нём Николая Кузанского), но сам интересовался преимущественно художниками-консерваторами вроде фра Анжелико и Джентиле да Фабриано.

С этой поездкой в истории искусства принято связывать первое знакомство итальянцев с техникой живописи маслом, которую в совершенстве освоил Рогир. По заказу итальянских династий Медичи и д'Эсте фламандец выполнил «Мадонну» из Уффици и известный портрет Франческо д’Эсте (1460, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Итальянские впечатления преломились в алтарных композициях («Алтарь Иоанна Крестителя», триптихи «Семь таинств» и «Поклонение волхвов»), выполненных им по возвращении во Фландрию.

Портретам кисти Рогира присущи некоторые общие черты, что в значительной степени обусловлено тем, что почти все они изображают представителей высшей знати Бургундии, на облик и манеру держаться которых наложили отпечаток общая среда, воспитание и традиции. Художник детально прорисовывает руки моделей (особенно пальцы), облагораживает и удлиняет черты их лиц.

К числу наиболее известных дошедших до нас портретов бургундской знати, атрибутируемых Мастеру, относятся изображения Филиппа Доброго (после 1450, Музей изящных искусств (Дижон)), его сыновей, Карла Смелого (Берлинская картинная галерея) и Антуана Бургундского, бастарда (Королевские музеи изящных искусств (Брюссель)), Филиппа I де Круа (1460, Королевский музей изящных искусств (Антверпен)), Лорана Фруамона (Королевские музеи изящных искусств (Брюссель)).

Национальность

Голландец

Жанры

Северное Возрождение

Годы жизни

1399 – 1464

Википедия

Открыть страницу


Работы художника:



Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Алтарь Богородицы (Алтарь Мирафлорес)

Год создания

1445

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Год создания

15 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

АлтарьСвятого Колумба. Триптих, боковая створка

Год создания

1455

Название

Благовещение

Год создания

15 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Алтарь трех волхвов. Центральная часть. Поклонение волхвов

Год создания

1455

Название

St Columba Altarpiece,

Год создания

1455

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Мадонна в красном с младенцем

Год создания

15 век

Название

Портрет их диптиха Лорана Фруамона

Год создания

неизвестно

Название

St. Lawrence Shrine

Год создания

1399 - 1400

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Сюжет 37

Год создания

15 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Мадонна с младенцем

Год создания

15век

Название

Св. Екатерина Александрийская. Масло по дубовой доске. Музей Истории Искусств, Вена.

Год создания

1440

Название

Распятие со скорбящими Марией и Иоанном Богословом

Год создания

16 век

Название

Диптих "Филипп де Круа" Левая часть - Мадонна с младенцем

Год создания

ок 1460

Название

Мадонна с младенцем

Год создания

1460

Название

кольцо гуфа на мизинце

Год создания

15 dtr

Название

Сюжет 7

Год создания

16 век

Название

...Виргиния с младенцем и четверо Святых

Год создания

14 век

Название

Мадонна семейства Медичи

Год создания

ок 1460

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Мадонна с младенцем

Год создания

15 век

Название

Мадонна с младенцем

Год создания

15 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Богородица с младенцем

Год создания

15 век

Название

Сюжет 24

Год создания

15 век

Название

Pierre Bladelin Triptych WGA ( ? больше не нашла)

Год создания

15 век

Название

Сюжет 45 (?)

Год создания

15 век

Название

Pierre Bladelin Triptych left panel WGA

Год создания

15 век

Название

Pierre Bladelin Triptych WGA

Год создания

15 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Положение во гроб.Уффици, Флоренция

Год создания

ок.1450

Название

Страшный суд. Алтарь в закрытом виде

Год создания

1446-1451

Название

last judgment altarpiece

Год создания

15 век

Название

Портрет канцлера Ролена и его жены. Правая часть

Год создания

1455-50

Название

Altar of the Last Judgement: Overall view. Christ sits in judgement, Saint Michael weighing souls,Saint Mary Saint John Baptist and various saints,angels ..

Год создания

15 век

Название

judgement ( Судный день)

Год создания

1443 - 1446

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Оплакивание.

Год создания

1460

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Филипп

Год создания

15 век

Название

Francesco d'Este c. 1460Oil on oak panel, 30 x 20 cm Metropolitan Museum of Art, New York

Год создания

1460

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Женский портрет

Год создания

15 век

Название

Портрет дамы

Год создания

1460

Название

Портрет Пьера де Беффремона Предложить название

Год создания

15 век

Название

Портрет Антона Бургундского

Год создания

1450

Название

Портрет Антона Бургундского Предложить название

Год создания

15 век

Название

Портрет мужчины

Год создания

15 век

Название

Пьета. Музей Прадо

Год создания

1450

Название

Распятие

Год создания

1445

Название

Иисус на кресте с Марией и св. Иоанном

Год создания

1440

Название

Святой Георгий и дракон

Год создания

1430 - е

Название

Евангелист Лука, рисующий Мадонну

Год создания

15 век

Название

СВ.Лука пишеот портрет Мадонны с младенцем

Год создания

15 век

Название

евангелист лука, рисующий Мадонну. Эрмитаж

Год создания

1435 - 40

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Распятие Христа. Триптих

Год создания

1440-е

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Благовещение. Центральная часть триптиха.

Год создания

1399-1400

Название

Триптих Искупление. Распятие.Музей Прадо

Год создания

1666

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Sacraments Altarpiece Священный образ.

Год создания

1445 - 1450

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Cемь таинств

Год создания

1445 - 1450

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Это и свадебный портрет, и икона, и напоминание о бренности мира

Год создания

15 век

Название

Braque Family Triptych

Год создания

15 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

St Mary Magdalene

Год создания

15 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Благовещение

Год создания

15 век

Название

Мадонна с младенцем

Год создания

14 век