Алексей Алексеевич Харламов (18 октября 1840, село Дьячевка, Саратовская губерния — 10 апреля 1925, Париж) — русский художник, мастер портрета.

Алексей Харламов родился в многодетной семье крепостного крестьянина. У родителей он был седьмым ребенком. Вскоре после его рождения хозяева решили продать его родителей другой помещице, оставив при этом детей себе. Маленькому Алеше повезло — из-за младенческого возраста он не мог быть отлучен от матери и потому был продан вместе с родителями. В 1850 году родители Алексея вместе с ним и ещё двумя младшими детьми получили свободу. Вскоре семья переехала в Санкт-Петербург.

В Санкт-Петербурге Алексей в 12 лет начинает брать уроки рисования у вольнослушателя Академии художеств В. Я. Афанасьева. Он очень старается в учебе и в 1854 году поступает в Императорскую Академию художеств, где становится учеником профессора А. Т. Маркова, представителя позднего классицизма. За успехи в рисовании и живописи Алексей Алексеевич 1857 и 1862 гг. получает две Малые серебряные медали, а в 1863 году — две Большие серебряные. В 1866 году Харламов получает Малую золотую медаль за картину «Крещение киевлян», а в 1868 году — Большую золотую медаль за полотно «Возвращение блудного сына в родительский дом».

В 1869 году Харламов в числе лучших выпускников Академии получает право на пенсионную поездку за границу. Алексей Алексеевич много путешествует по Европе: посещает художественные музеи Германии, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Бельгии, Голландии. Некоторое время живет в Париже. В 1871—1872 годах по заказу музея Петербургской Академии художеств он делает во дворце Маурицхейс в Гааге копию картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». В 1872 же году Харламов вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Впоследствии художник будет регулярно посылать свои картины на ежегодные выставки передвижников в Санкт-Петербург.

В конце 1872 года художник возвращается в Париж, где поступает в ателье модного французского художника Леона Бонна. Аристократические и буржуазные салоны Третьей республики были заполнены портретами и историческими картинами Бонна. Этот модный живописец успешно передавал внешнее сходство с натурой и при этом сохранял видимость «музейного» искусства. Отдавая дань его механическому мастерству, современник назвал Бонна «превосходным, однообразным и тривиальным художником». Вслед за Бонна Харламов удачно имитировал в своих произведениях внешний вид классической живописи — любимых им старых испанских мастеров, Рембрандта, итальянцев XVII века. Именно под влиянием Бонна окончательно оформился художественный стиль Харламова.

В 1874 году Харламов отправил на академическую выставку в Санкт-Петербург три свои работы — «Бедный музыкант», «Головка итальянки» и «Головка мордовки». За эти картины и за сделанную в Гааге копию с «Урока анатомии» Рембрандта он получил звание академика. Тогда же, в 1874 году, Харламов познакомился с жившим в Париже Иваном Сергеевичем Тургеневым. Тургенев был очарован талантом молодого русского художника и предрек ему большое будущее: «Здесь появились два замечательных художника — Репин и Харламов, — писал он. — Второй особенно далеко пойдет». Во многом благодаря знакомству с Тургеневым и супругами Виардо, их протекции и заказам Харламов за один год сделал стремительную карьеру.

Выставленные в Салоне 1875 года портреты Полины и Луи Виардо работы Харламова имели блестящую прессу, организованную Тургеневым. Именно по совету русского писателя Эмиль Золя, посылавший в петербургский «Вестник Европы» свои «Парижские письма», посвятил Харламову восторженный пассаж. В харламовских портретах Золя увидел «дебют крупного таланта». Другой рецензент отмечал «мощь, энергию, уверенность лепки, глубину и жар колеров».

В конце 1875 года после окончания срока пенсионерства Харламов приехал в Россию, однако уже осенью следующего года он навсегда возвращается во Францию. Произошло это, по мнению известного журналиста того времени Н. Н. Брешко-Брешковского, потому, что в 1870-е годы в России «от картин не только большая публика, но даже и сами художники требовали гражданского служения, а не технические достоинства». И поэтому Харламов «рисковал остаться неоцененным». Другой причиной эмиграции Харламова было и то, что Алексей Алексеевич, как писал И. Е. Репин, «ужасно любит Париж» и желал бы там остаться навсегда.

По возвращении в Париж Харламов снимает мастерскую в доме на Пляс Пигаль и превращает её в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле. Этот город был любим художником. В дар городку он передал многие свои работы. В Веле же Алексей Алексеевич познакомился с юной Фанни Шютц (Фелией Литвин), ставшей впоследствии знаменитой певицей. Их дружба будет продолжаться вплоть до смерти художника.

Со второй половины 1870-х Харламова увлекает передача световоздушной среды. В некоторых своих работах, в частности в акварели «Головка» (1881, в настоящее время находится в Саратовском музее имени А. Н. Радищева), он близко подходит к пленэру, наполняет изображение светом, воздухом. В эти же годы у Харламова появилась тема в салонном духе, которую можно назвать «Итальянцы эпохи Ренессанса». В новом цикле Харламов обращается не столько к манере письма старых мастеров, сколько к бытовым подробностям эпохи Возрождения. Однако увлечение эпохой Ренессанса, как и пленэром, было мимолетным. Виртуоз раз и навсегда заученного приема, художник продолжал до конца своих дней производить бесконечные вариации однообразно красивых головок итальянок и цыганок — вне времени и вне художественного развития. Единственным полотном, явившимся ярким исключением, стал портрет И. С. Тургенева, о котором сам писатель говорил ещё в процессе работы: «Харламов пишет с меня портрет, который выйдет превосходный».

Отчасти причина консервативной преданности Харламова одному художественному стилю объясняется востребованностью и высокой оценкой этого стиля у западной публики последней четверти XIX столетия. Художник постоянно выставлялся в парижском Салоне, участвовал на Всемирных выставках, получал награды. В 1888 году на Международной Выставке в Глазго его картина «Дети с цветами» произвела сильное впечатление на королеву Великобритании Викторию. Проявляла интерес к его творчеству и часть русской аристократии. Так, картина «Женская головка» была приобретена императрицей Марией Федоровной. У Харламова просто не было потребности и смысла в переменах, освоении новых стилей и направлений. Однако этот консерватизм, столь долго сопутствовавший успеху художника, обернулся для него трагедией в начале века XX-го, когда художественные вкусы общества значительно изменились.

Последние годы жизни Алексей Харламов провел в бедности и одиночестве. Единственной, кто скрашивал его старость, была французская оперная певица Фелия Литвин. Умер Алексей Алексеевич Харламов весной 1925 года в Париже. Похоронен 13 апреля того же года на кладбище Пер-Лашез.

Национальность

Русский

Жанры

Реализм

Годы жизни

1840 – 1925

Википедия

Открыть страницу


Работы художника:



Название

Натюрморт с сиренью и падубом

Год создания

1916

Название

Жилище бедняков

Год создания

19 век

Название

Портрет И.С. Тургенева

Год создания

Неизвестно

Название

Портрет Тургенева

Год создания

Неизвестно

Название

Фелия Литвинн

Год создания

1900 - е

Название

скунс

Год создания

1900 - е

Название

Портрет девочки-цыганки

Год создания

19 век

Название

Девочка с вуалью

Год создания

19 век

Название

Портрет девочки

Год создания

1904

Название

Портрет девушки

Год создания

19 век

Название

Портрет девочки

Год создания

1880 -е

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Портрет девушки

Год создания

1880-е

Название

Портрет девочки

Год создания

19 век

Название

Портрет девушки

Год создания

1875

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Девушка с красным платком

Год создания

неизвестно

Название

Портрет девушки

Год создания

2 половина 19 века

Название

Портрет четырех детей от второго брака Павла Павловича Демидова, 2-го князя Сан-Донато (1839-1885), Аврора (1873-1904), Анатолий (1874-1943), Мария (1876-1955) и Павел (1879-1909)

Год создания

середина 1870-х - начало 1780 -х

Название

Портрет женщины, возможно матери художника

Год создания

20 век

Название

Портрет девушки в белом платке

Год создания

19 век

Название

Девушка, пускающая мыльные пузыри

Год создания

19 век

Название

Портрет молодой женщины

Год создания

19 век

Название

Женщина с шалью

Год создания

19 век

Название

Сладкие размышления

Год создания

1880 - е

Название

Причесывание (Две сестры)

Год создания

1913

Название

Девушка в красном платке

Год создания

19 век

Название

Портрет юной девушки

Год создания

19 век

Название

Сёстры.

Год создания

1920-е

Название

Сёстры.

Год создания

19 век

Название

Сестры

Год создания

19 век

Название

Цветочница

Год создания

19 век

Название

Портрет девочки в ожерелье и с красной косынкой

Год создания

19 век

Название

Портрет девушки с букетом роз

Год создания

19 век

Название

Темноволосая красавица

Год создания

неизвестно

Название

У колыбели

Год создания

неизвестно

Название

Художник и его модель

Год создания

1875

Название

Чтение молодой дамы

Год создания

19 век

Название

Девочка с куклой

Год создания

1910 -е

Название

Юные цветочницы

Год создания

1885

Название

Портрет девушки

Год создания

20 век

Название

Розовый боннет

Год создания

Неизвестно

Название

Портрет девушки

Год создания

19 век

Название

Красавица с розами

Год создания

конец 19 века

Название

Портрет девушки в красном платке

Год создания

1880 -е

Название

Портрет девочки в лаптях

Год создания

19 век

Название

Портрет девочки с платком на плечах

Год создания

19 век

Название

Девочка в красном капоре

Год создания

1870-е

Название

Мечты.

Год создания

19 век.

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Размышления

Год создания

неизвестно

Название

Девушка с полевыми цветами

Год создания

19 век

Название

Душка.

Год создания

19 век.

Название

Душка.

Год создания

Неизвестно

Название

Портрет девушки

Год создания

1870 -е

Название

Портрет девочки

Год создания

19 век

Название

Портрет девушки. Задумалась...

Год создания

1900 - е

Название

Жительница гор.

Год создания

19 век

Название

Портрет девушки в профиль

Год создания

19 век

Название

Портрет девушки

Год создания

1880-е

Название

Портрет девочки

Год создания

19 век

Название

Портрет девочки

Год создания

19 век

Название

Девочка с вязанием

Год создания

19 век

Название

Юная красавица

Год создания

19 век

Название

Портрет молодой девушки

Год создания

19 век

Название

Портрет девушки

Год создания

1884

Название

Портрет девочки с яблоками

Год создания

1880

Название

Маленькая россиянка

Год создания

19 век

Название

Девочка в красном платке

Год создания

19 век

Название

Девочка с виноградом

Год создания

19 век

Название

Девочка с жемчужным ожерельем

Год создания

1881

Название

Портрет девочки, играющей в куклы

Год создания

20 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Портрет крестьянской девочки

Год создания

19 век

Название

Маленькая россиянка

Год создания

19 век

Название

Портрет девушки

Год создания

1870-е

Название

Юная швея

Год создания

19 век

Название

Портрет девушки в профиль

Год создания

19 век

Название

Юная модель

Год создания

1900 - е

Название

Дочь художника

Год создания

19 век

Название

The Flower girl

Год создания

19 век

Название

Две девочки

Год создания

1894

Название

Маленькие цветочницы

Год создания

19 век

Название

Портрет девочки в красном платке

Год создания

1870-80 - е

Название

Молодая брюнетка

Год создания

19 век

Название

портрет девочки

Год создания

неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Девушка в пестром платке

Год создания

19 век

Название

Портрет девушки с золотисто-каштановыми волосами

Год создания

19 век

Название

Девушка собирает букет

Год создания

20 век

Название

Портрет дамы с жемчужным ожерельем

Год создания

неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Портрет девочки

Год создания

1900-е

Название

Девочка с фруктами

Год создания

19 век

Название

Портрет молодой женщины

Год создания

19 век

Название

Хризантемы

Год создания

1870 - е

Название

Портрет девушки

Год создания

19век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Бабушка с внучком

Год создания

1869

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Сёстры.

Год создания

19 век.

Название

Ваза с цветами

Год создания

1880 -е

Название

Портрет девочки в коралловых бусах

Год создания

19 век

Название

Девочка в красной шали

Год создания

19 век

Название

Портрет девочки в бусах и с платком

Год создания

19 век

Название

Портрет девушки в полупрофиль. ( В сережках)

Год создания

1900 - е

Название

Мечтательность

Год создания

19 век

Название

Дама в костюме для охоты.

Год создания

1884

Название

Девушка с красным платком на плечах

Год создания

19 век

Название

Портрет девушки в коралловых бусах

Год создания

19 век

Название

Портрет девочки с яблоками

Год создания

19 век

Название

Сестры.

Год создания

19 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Девочка с виноградом

Год создания

19 век

Название

Цветочницы

Год создания

19 век

Название

Девочка с бубном

Год создания

конец 19 века

Название

Цыганская девушка с цветами

Год создания

19 век

Название

Итальянские дети

Год создания

1877

Название

Красное ожерелье

Год создания

19 век

Название

лежащая крестьянская девочка

Год создания

19 век

Название

Летнее время

Год создания

1880--е

Название

Девушка с книгой

Год создания

1880-е

Название

Женщина и ребенок

Год создания

19 век

Название

Мать и дитя

Год создания

ок 1894

Название

Портрет девушки с книгой

Год создания

19 век

Название

Портрет девочки

Год создания

19 век

Название

Цыганская девушка

Год создания

19 век

Название

Musician from Naples

Год создания

19 век

Название

Сёстры

Год создания

19 век

Название

Подруги

Год создания

1870 -е

Название

Портрет девочки с красной шалью

Год создания

Неизвестно

Название

Портрет Е.А.Третьяковой

Год создания

1875