Валентин Александрович Серов (7 [19] января 1865, Санкт-Петербург — 22 ноября [5 декабря] 1911, Москва) — русский живописец и график, мастер портрета.

Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в Санкт-Петербурге, в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой (урождённой Бергман, из крещёной еврейской семьи). Его прадедом (со стороны отца) был естествоиспытатель Карл Иванович Габлиц.

1871 год — Валентин Серов после смерти отца (20 января) в связи с отъездом матери в Мюнхен для продолжения образования после ухода из консерватории, был помещён в коммуну Н. Н. Друцкой-Соколинской в имении Никольское Смоленской губернии. Здесь впервые проявился его талант к рисованию.

1872 год — после распада коммуны Валентин Серов был привезён к матери в Мюнхен.

1873 год — стал учиться рисованию у немецкого гравёра Карла Кёппинга (Karl Koepping (нем.)).

1874 год — с октября начал заниматься в Париже (на Rue Veron, 31) с И. Е. Репиным, который отмечал: «он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я заставлял иногда оставить её».

1875 год — после возвращения в Россию жил летом в Абрамцеве у Мамонтовых. Здесь им был написан натюрморт «Синяя ваза». В сентябре начал посещать гимназию Карла Мая в Санкт-Петербурге.

1876 год — с весны, вместе с матерью и её гражданским мужем, Василием Ивановичем Немчиновым, жил в Киеве и на хуторе Немчинова Ахтырка в Харьковской губернии. Мать в это время писала о нём своей подруге, Е. Бларамберг: «он кроме лошадей да ружья ничего знать не хочет…» Осенью, по рекомендации Репина, Валентин Серов стал посещать рисовальную школу Николая Ивановича Мурашко, где впоследствии был удостоен малой серебряной медали. В это время у него появился младший брат, Александр (1876—1885).

1877 год — осенью начал учиться во втором классе киевской гимназии, одновременно продолжая занятия в рисовальной школе.

1878 год — вновь, вынужденно, уехал с родителями в Ахтырку, где появились карандашные рисунки имения. Из-за начавшейся в губернии эпидемии дифтерита мать с детьми уехала в Москву, где осенью возобновились занятия с И. Е. Репиным, жившим в Хамовниках; также Валентин Серов был определён в третий класс первой московской прогимназии.

1879 год — в начале апреля, после рождения дочери Надежды, мать Валентина Серова с двумя младшими детьми уехала в имение Сябринцы Новгородской губернии, оставив старшего сына, который был отчислен за неуспеваемость из прогимназии, — в Москве, где жила семья тётки по линии матери, Софьи Семёновны Колль. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. На уроки по наукам … ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Спустившись к Москве-реке, он пленился одним пролётом моста, заваленным, по-зимнему, всяким хламом вроде старых лодок, бревен от шлюзов и пр. … и он долго-долго засиживался над лоскутком бумаги, перетирая его до дыр, переходя на свежие листки, но неуклонно преследуя композицию своей картины. <…> Ещё мальчиком Серов не пропускал ни одного мотива живой действительности, чтобы не схватиться за него оружием художника…».

Летом с Репиным он жил в Абрамцеве, участвовал в домашних спектаклях семьи С. И. Мамонтова; появились первые известные карандашные портреты Валентина Серова: Саввы Ивановича Мамонтова, Татьяны Анатольевны Мамонтовой и учителя, Ильи Ефимовича Репина; с осени жил с Репиным в Санкт-Петербурге; познакомился с Ольгой Трубниковой, которая воспитывалась в семье тётки Аделаиды Семёновны Симонович.

1880 год — в начале лета путешествовал с Репиным по Крыму и Украине, — по местам, связанным с Запорожской Сечью. Осенью был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию Художеств; одновременно, посещал частную студию П. П. Чистякова.

1881 год — зимой рисовал всех членов семейства тётки, Аделаиды Семёновны Симонович-Бергман; 31 марта окончил рисунок головы своего учителя П. П. Чистякова; летом работал с Репиным в Абрамцеве и окрестностях.

1882 год — сдав необходимые экзамены, в августе был переведён из вольнослушателей в «академисты» (ученики) — на III курс Академии; с осени стал посещать акварельные классы И. Е. Репина, который писал В. Д, Поленову: «По воскресеньям утром у меня собираются человек шесть молодежи — акварелью. Антон да ещё Врубель — вот тоже таланты. Сколько любви и чувства изящного! Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая!!! Я у них учусь». Жил в это время Валентин Серов на 3-й линии Васильевского острова: д. № 40, кв. 10.

1884 год — летом, работая в Абрамцеве, создал одно из первых своих значительных произведений — портрет Л. А. Мамонтовой; в переписке с Ольгой Трубниковой уже обнаруживаются их взаимные чувства. Осенью нашёл себе новое жильё: «Комнатка у меня совсем, как у немецкого композитора. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика»; в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь».

1885 год — весной кратковременно был в Москве, откуда писал невесте: «Здесь, у Мамонтовых много молятся и постятся, т. е. Елизавета Григорьевна и дети с нею. Не понимаю я этого, я не осуждаю, не имею права осуждать религиозность и Елизавету Гр<игорьевну> потому, что слишком уважаю её — я только не понимаю всех этих обрядов. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков и т. д.), совестно становится. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет абсолютно никакого представления». Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885 г. за этюд с натуры». В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом; в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ); посетил Всемирную выставку в Антверпене. В конце лета, возвращаясь из-за границы, три недели пробыл в Москве и Абрамцеве, где написал портреты С. И. Мамонтова и певца его частной оперы, д`Андраде. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой, и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы», и к концу года вернулся в Москву. В этом году в возрасте 9 лет от скарлатины скончался его сводный брат Александр Немчинов, живший у Симоновичей.

1886 год — в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт; в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна; летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. В сентябре принято окончательное решение оставить Академию и, забрав документы, он был вынужден решать возникший вопрос с отбыванием воинской повинности, в связи с чем переехал в Москву, — к Мамонтовым. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова».

1887 год — в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный» и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию; с августа по октябрь — в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками»; в конце года — в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).

1888 год — в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой; летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. В августе был в Абрамцеве, затем — в Москве; в октябре путешествовал в Киев и Одессу, где договорился со своей невестой об их венчании в январе следующего года; в декабре — в Санкт-Петербурге: написал портрет композитора П. И. Бларамберга и начал писать портрет отца. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М.» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова.

1889 год — 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). К концу лета наконец-то был окончен портрет отца, а также выполнено несколько заказов, в том числе для реформатской церкви на Большой Морской улице в Петербурге был написан портрет пастора Дальтона, а затем в Домотканово был завершён портрет хозяйки имения Н. Я. Дервиз. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова; немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица» — это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885) — копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).

1890 год — начал давать частные уроки рисования: с конца предыдущего года — Володе фон Мекк — сыну В. К. фон Мекк, затем дочери титулярного советника Надежде Трембовельской. В феврале родилась дочь Ольга. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й) — с портретом отца, и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице — они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)»; к ним присоединился и М. Врубель; всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле; летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву — в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию.

1891 год — был привлечён П. П. Кончаловским к иллюстрированию собрания сочинений М. Ю. Лермонтова, приуроченного к 50-летию смерти поэта — одновременно с этим выполнил портреты Кончаловского и его дочери. Выполнил портреты К. Коровина и Ф. Таманьо; а летом, живя в Абрамцеве, попробовал себя в создании керамических изделий в организованной С. И. Мамонтовым гончарной мастерской; уже зимой выполнил портрет З. В. Мориц.

1892 год — после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй — Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс; эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. По рекомендации Репина в апреле Серов написал портрет жены Л. Н. Толстого, Софьи Андреевны, получив за него 600 рублей. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых — Александр. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора, известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса.

1893 год — Конец предыдущего года и первая половина текущего прошла в неоднократных сеансах позирования членов царской семьи; для семейного портрета Александра III были написаны портреты его детей. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т.» представил на XXI выставке ТПХВ. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»).

1894 год — был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». После выставки В. В. Стасов просил Серова написать портреты В. Шварца и А. Бычкова, но художник выбрал другое предложение: по заказу П. М. Третьякова был написан портрет Н. С. Лескова. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Родился сын Георгий.

1895 год — В начале года по заказу П. М. Третьякова написал портрет его брата, Сергея Михайловича. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Во второй половине года выполнил несколько заказных портретов: А. И. Абрикосова, М. К. Олив, жены и дочери харьковского губернатора — В. В. Капнист и В. В. Мусиной-Пушкиной. Также по просьбе Владимира Дервиза, написал портрет его отца, члена Государственного Совета Д. Г. Дервиза.

1896 год — В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II; в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова; в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках — в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене.

1897 год — в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой — матери С. Т. Морозова. В конце лета принял предложение руководить натурной мастерской в МУЖВЗ, хотя ещё в 1894 году признавался в письме П. П. Чистякову: «преподавание вообще я не люблю — учеников и бездарных и талантливых всех не люблю — серьезно. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем — я отказался». Его учениками стали: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Одновременно с Серовым в училище стал преподавать И. И. Левитан, — руководил пейзажной мастерской.

1898 год — на открывшейся в январе, в Санкт-Петербурге, в музее барона Штиглица, выставке русских и финских художников, организованной С. П. Дягилевым, Серов был представлен 15 работами; на XXVI Передвижной выставке были показаны портреты М. Ф. Морозовой и Ф. Таманьо; 23 марта на общем собрании Академии художеств, по предложению Матэ, Репина и Чистякова, В. А. Серов был удостоен звания академика. Кроме портретов — М. К. Тенишевой, Н. А. Мещерской, П. А. Бахрушина, Н. А. Римского-Корсакова, П. Н. Трубецкого, В. В. Мусиной-Пушкиной — работал над иллюстрациями к басням Крылова. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова.

В конце 1890-х годов Серов работал над портретом художника Василия Ивановича Сурикова.

1900 год — в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Был написан портрет императора Николая II. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора…» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Ученики-художники убедили солдат отдать им портрет, и ученики принесли его художнику Нерадовскому, который его сохранил.

1909 год — Протестуя против отказа восстановить А. П. Голубкину в МУЖВЗ, где она ранее занималась, уходит из училища. Рисует балерину Т. Карсавину и М. Фокина, создаёт афишу с танцующей Анной Павловой. Продолжает создавать портреты на заказ: Е. П. Олив, Е. И. Рерих и др.

Скончался Серов 22 ноября (5 декабря) 1911 года в Москве (умер от приступа стенокардии). Похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.

Национальность

Русский

Жанры

Реализм, Импрессионизм

Годы жизни

1865 – 1911

Википедия

Открыть страницу


Работы художника:



Название

Портрет А.С.Пушкина

Год создания

1899

Название

Автопортрет

Год создания

Неизвестно

Название

Автопортрет

Год создания

1901

Название

Автопортрет

Год создания

1885

Название

А.П.Павлова в балете "Сильфиды"

Год создания

1909

Название

Апполон и Диана, избивающие детей Ниобеи. Эскиз для росписи стены дома В.В.Носова

Год создания

1910

Название

Баба в телеге

Год создания

1896

Название

. В деревне. Баба с лошадью.

Год создания

1898

Название

Балкон.

Год создания

1911

Название

Борзая царской охоты

Год создания

1902

Название

Волк и пастухи

Год создания

1898

Название

"Волы"

Год создания

1885

Название

Эскиз-вариант занавеса для постановки балета «Шахерезада». Всадники

Год создания

1910

Название

Выезд екатерины 2 на соколиную охоту

Год создания

1902

Название

Выезд императора Петра II и царевны Елизаветы Петровны на охоту.

Год создания

1900

Название

Выезд на охоту.Эскиз-вариант занавеса для постановки балета Шехерезада

Год создания

1910 год

Название

Георгий Победоносец

Год создания

1885

Название

Девочка с персиками

Год создания

1887

Название

Девушка, освещенная солнцем

Год создания

1888

Название

Дети. Саша и Юра Серовы

Год создания

1899

Название

Женщина с крынкой

Год создания

1910

Название

Заросший пруд. Домотканово

Год создания

1888

Название

Зима в Абрамцево. Церковь

Год создания

1886

Название

Зимой.

Год создания

1898.

Название

Ифигения в Тавриде

Год создания

1891

Название

Коля (Николай Яковлевич) Симонович,

Год создания

1880

Название

Коронация. Миропомазание Николая !! в Успенском соборе

Год создания

1896

Название

Финский двор (Финляндский дворик)

Год создания

1902

Название

Кубок Большого орла 1

Год создания

1910

Название

Кубок Большого орла

Год создания

Неизвестно

Название

Купание лошади

Год создания

1905

Название

Летом.

Год создания

1895

Название

Лошади на взморье

Год создания

1905 год

Название

Портрет А.Я. Симонович (Ляля Симонович)

Год создания

1880

Название

Портрет Мики Морозова

Год создания

1901

Название

Натурщица

Год создания

1905

Название

Новобранец

Год создания

1906 г.

Название

«Одиссей и Навсикая»

Год создания

1910

Название

Одиссей и Навзикая.

Год создания

1910

Название

Одиссей и Навсикая

Год создания

1910

Название

Одиссей и Навзикая

Год создания

1910

Название

Октябрь. Домотканово.

Год создания

1895

Название

Октябрь. Домотканово

Год создания

1895

Название

Осенний вечер в Домотканово

Год создания

1886

Название

Открытое окно. Сирень

Год создания

1886

Название

Пётр 1 в Монплезире

Год создания

1911

Название

Петр I на псовой охоте

Год создания

1902

Название

Петр I

Год создания

1907

Название

Площадь Св. Марка в Венеции

Год создания

1887

Название

Полосканье белья на речке

Год создания

1901

Название

Портик с балюстрадой.Архангельское

Год создания

1903

Название

Портрет Алексея Стаховича

Год создания

1911

Название

Портрет А.В.Касьянова

Год создания

1907

Название

Портрет А.К.Бенуа,

Год создания

1908

Название

Портрет А.М. Стааль

Год создания

1910

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Аделаида Семёновна Симанович

Год создания

1889

Название

Вера Репина

Год создания

1917

Название

Портрет В.О. Гиршмана

Год создания

1911

Название

Портрет П.Л. Гиршман

Год создания

1906

Название

Портрет Генриетты Гиршман

Год создания

1906

Название

Портрет Г. Л. Гиршман

Год создания

1911

Название

Портрет Д.В.Стасова

Год создания

1908

Название

Портрет Е.А. Балиной

Год создания

1911г.

Название

Портрет Е.А.Красильщиковой,

Год создания

1906

Название

Портрет Е.И.Лосевой

Год создания

1903

Название

Портрет Е.Н.Чоколовой

Год создания

1887

Название

Портрет княгини О.К.Орловой

Год создания

1911

Название

Портрет Е.С. Карзинкиной

Год создания

1906 г.

Название

Портрет Е.С. Морозовой

Год создания

1908

Название

Портрет И. А. Морозова

Год создания

1910

Название

Портрет И. Е. Репина

Год создания

1901

Название

Портрет И.Левитана

Год создания

1900

Название

Портрет И.Ю.Грюнберг

Год создания

1910

Название

Портрет Иды Рубинштейн

Год создания

1910

Название

Портрет К.А. Обнинской с зайчиком

Год создания

1904

Название

Портрет К.П.Победоносцева

Год создания

1902

Название

Портрет Л.А.Мамонтовой.

Год создания

1894

Название

Портрет Леонида Андреева

Год создания

1907

Название

Портрет Льва Бакста

Год создания

1900-е;вторая половина

Название

Портрет М. А. Морозова

Год создания

1902

Название

Портрет М.К.Олив

Год создания

1895

Название

Портрет М. Н. Акимовой

Год создания

1908

Название

Мария Федоровна Морозова

Год создания

1897

Название

Портрет Марии Львовой

Год создания

1895

Название

Портрет Н.П.Ламановой

Год создания

1911

Название

Портрет Николая Степановича Познякова

Год создания

1908

Название

Портрет Н.Я.Дервиз с ребенком,

Год создания

1888 - 1889

Название

Портрет О.Ф. Серовой

Год создания

1889 - 1890

Название

Прасковья Мамонтова

Год создания

1889

Название

Портрет С.И.Мамонтова

Год создания

1887

Название

Портрет С.М.Боткиной

Год создания

1899

Название

Портрет С.М.Драгомировой-Лукомской,

Год создания

1900

Название

Портрет С.М. Драгомировой

Год создания

1889

Название

Портрет Сергея Дягилева

Год создания

1904

Название

Портрет С.П.Чоколова

Год создания

1887

Название

Портрет актрисы М.Я. Ван-Зандт, в замужестве Чериновой

Год создания

1886

Название

Портрет Ф. И.Шаляпина

Год создания

1905

Название

Портрет артистки Г.Н.Федотовой

Год создания

1905

Название

Портрет Ермоловой

Год создания

1905

Название

Портрет артистов А.П.Ленского и И.А. Южина

Год создания

1908 г.

Название

Портрет Великого Князя Георгия Михайловича

Год создания

1901

Название

Портрет Великого князя Михаила Николаевича

Год создания

1900

Название

Портрет Вел. Княжны Ольги Александровны

Год создания

1893

Название

Портрет великого князя Павла Александровича.

Год создания

1897

Название

Портрет графини В.В. Мусиной-Пушкиной

Год создания

1895

Название

Портрет Н. Ф. Сумарокова-Эльстон

Год создания

1903

Название

Портрет графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона с собакой

Год создания

1903

Название

Портрет дочерей С.С.Боткина

Год создания

1900

Название

Портрет императора Николая 11

Год создания

1900

Название

Портрет итальянского певца Анвжело Мазини

Год создания

1890

Название

Портрет итальянского певца Франческо Таманьо.

Год создания

1891 -93

Название

Портрет князя В.Н.Голицынв

Год создания

1906

Название

Портрет княгини О.К.Орловой

Год создания

1911

Название

Портрет П.И.Щербатовой

Год создания

1911

Название

Портрет княгини Юсуповой

Год создания

1900-1902

Название

Портрет княгини Орловой

Год создания

1911

Название

Портрет князя Ф.Ф.Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон.

Год создания

1903

Название

Портрет композитора А. Н. Серова, отца художника

Год создания

1888-1889

Название

Портрет Римского-Корсакова

Год создания

1898

Название

Портрет композитора П.И.Бларамберга

Год создания

1888 г.

Название

Портрет неизвестной

Год создания

1895

Название

Портрет А.М.Горького

Год создания

1905

Название

Портрет писателя леонида Андреева

Год создания

1907

Название

Портрет писателя Николая Лескова

Год создания

1894

Название

Портрет Бальмонта К.Д.

Год создания

1905

Название

Портрет художника В. И. Сурикова

Год создания

1890

Название

Портрет месье Тийе

Год создания

ок 1871

Название

Портрет Исаака Левитана

Год создания

1893

Название

Портрет художника И.С.Остроухова.

Год создания

1902

Название

Портрет художника К.А. Коровина

Год создания

1891 г

Название

После Куликовской битвы

Год создания

1888

Название

Похищение Европы

Год создания

1910

Название

Похищение Европы

Год создания

1910

Название

Похищение Европы

Год создания

1910

Название

Похищение Европы

Год создания

1910

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Пушкин на прогулке

Год создания

1899 г.

Название

Рыболовецкие суда в Архангельске.

Год создания

1894 г.

Название

Сараи.

Год создания

1901

Название

Саша Серов ( не окончен )

Год создания

1897

Название

Солдатушки, бравы ребятушки! Где же ваша слава?

Год создания

1905

Название

Стог сена

Год создания

1901

Название

Стригуны на водопое

Год создания

1904

Название

У окна. Портрет О.Ф.Трубниковой

Год создания

1885

Название

У окна. Портрет О.Ф. Трубниковой

Год создания

1886

Название

У перевоза

Год создания

1905

Название

Художник К.А.Коровин на берегу реки.

Год создания

1905

Название

Эскиз Декорации К Опере А.Н.Серова "Юдифь"

Год создания

1907