Караваджо Микеланджело (Caravaggio). Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Итальянский живописец. Родился 28 сентября 1573 года. Учился в Милане (1584-1588); работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (“Маленький больной Вакх”, “Юноша с корзиной фруктов” - оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.

Совершенно новую, интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (“Отдых на пути в Египет”, галерея Дориа-Памфили, Рим). Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (“Гадалка”, Лувр, Париж и другие). Зрелые произведения художника Караваджо - это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (“Призвание апостола Матфея” и “Мученичество апостола Матфея”, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме; “Положение во гроб”, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан; “Смерть Марии”, около 1605-1606, Лувр, Париж). Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита - приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств. Подчеркнутая “простонародность” типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу Италии.

В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (“Погребение Святой Лючии”, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Свет в его картинах становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает характер свободной импровизационности. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Начиная с 1600 года, времени наивысшего творческого подъема Караваджо, его имя стало постоянно появляться в протоколах римской полиции. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Но в 1606 году художник в пылу ссоры во время игры в мяч совершил убийство и с тех пор был вынужден скрываться от полиции.

После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Там он продолжал работать над крупными заказами; его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. В 1608 Караваджо переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. Но вскоре и оттуда Караваджо пришлось бежать на Сицилию из-за своего вспыльчивого характера. Прожив на Сицилии некоторое время, художник в 1609 возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в портовой таверне и был изуродован. В это время Караваджо уже был болен малярией, от приступа которой и умер 18 июля 1610 года. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Обращение к натуре, которую он сделал непосредственным объектом изображения в своих произведениях, и правдивость ее трактовки вызвали множество нападок на художника со стороны духовенства и официальных лиц. Тем не менее, в самой Италии нашлось много его последователей, получивших название караваджистов.

Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма - самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов. В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии.

Но еще значительнее было влияние творчества Караваджо за пределами Италии. Ни один крупный живописец того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др.), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Через этап караваджизма прошли Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Жорж де Латур. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие)

Национальность

Итальянец

Жанры

Барокко

Годы жизни

1571 - 1610

Википедия

Открыть страницу


Работы художника:



Название

Портрет Алофа да Винькура

Год создания

1607

Название

Любовь побеждает всё

Год создания

Неизвестно

Название

Бичевание Христа

Год создания

1607

Название

Экстаз Святого Франциска Асизского

Год создания

ок.1595

Название

Вакх

Год создания

ок. 1596

Название

Мальчик, укушенный ящерицей

Год создания

1594—1596

Название

Святой Матфей и ангел

Год создания

1599—1602

Название

Взятие Христа под стражу

Год создания

ок. 1602

Название

The Raising of Lazarus

Год создания

ок. 1609

Название

Гадалка

Год создания

1594

Название

David and Goliath

Год создания

1599

Название

Давид с головой Голиафа

Год создания

Неизвестно

Название

Жертвоприношение Исаака

Год создания

ок . 1603

Название

Потртрет мальтийского рыцаря

Год создания

ок. 1608-1609

Название

Усекновение главы Иоанна Крестителя

Год создания

1608

Название

Кающаяся Магдалина

Год создания

ок. 1594-1595

Название

Корзина с фруктами

Год создания

. 1597

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Лютнист (Юноша с лютней)

Год создания

ок.1595-1596

Название

Мадонна Лоретто

Год создания

ок. 1604-1606

Название

Мадонна Розария

Год создания

ок. 1605-1607

Название

Мадонна Палафреньери

Год создания

ок. 1605-1606

Название

Больной Вакх

Год создания

1593 - 1594

Название

Обращение Магдалины

Год создания

ок. 1597-1599

Название

Голова Медузы

Год создания

1598-1599

Название

Музыканты

Год создания

1596

Название

Мученичество святого Матфея

Год создания

1599—1602

Название

Распятие апостола Петра

Год создания

1600

Название

Нарцисс у ручья

Год создания

1594-1596

Название

Неверие апостола Фомы

Год создания

1600-1602

Название

Обращение Святого Савлака

Год создания

1600 - 1601

Название

Отречение Петра

Год создания

1609 - 1610

Название

Отдых на пути в Египет

Год создания

ок. 1595-1596

Название

Портрет папы Урбана VIII

Год создания

1608

Название

Пишущий св. Иероним

Год создания

ок. 1605-1606

Название

Погребение Святой Лучии

Год создания

1608

Название

Поклонение пастухов

Год создания

1609

Название

Призвание апостола Матфея

Год создания

Неизвестно

Название

Семь дней милосердия

Год создания

1607

Название

Рождеcтво cо cвятыми Франциcком и Лаврентием

Год создания

1609

Название

Салолмея с головой Иоанна Крестителя

Год создания

1609

Название

Св. Екатерина Александрийская

Год создания

1598-1599

Название

Св. Иероним

Год создания

1608

Название

Св. Иоанн Креститель

Год создания

ок. 1602

Название

Святое семейство с Иоанном Крестителем

Год создания

1604

Название

Ecce Homo (Се Человек)

Год создания

1605

Название

Семь деяний милосердия

Год создания

1606-1607

Название

Успение Богоматери

Год создания

ок. 1605-1606

Название

Положение в гроб

Год создания

ок. 1602- 1603

Название

Ужин в Эммаусе

Год создания

1601 - 1602

Название

Ужин в Эммаусе

Год создания

ок. 1606

Название

Игроки в карты

Год создания

ок. 1596

Название

Юдифь и Олоферн

Год создания

ок. 1598

Название

Юноша с корзиной фруктов

Год создания

ок. 1593

Название

Юпитер , Нептун и Плутон

Год создания

1597