Русский художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 в.; вошел в число основоположников абстрактного искусства.

Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 в семье коммерсанта; принадлежал к роду нерчинских купцов, потомков сибирских каторжан. В 1871–1885 жил с родителями в Одессе, где еще в гимназические годы начал заниматься музыкой и живописью. С 1885 учился в Московском университете, мечтая о карьере юриста, но ок. 1895 решил посвятить себя искусству. Определили его выбор два момента: во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картиной К.Моне Стог сена. В 1897 приехал в Мюнхен, где с 1900 занимался в местной Академии художеств под руководством Ф.фон Штука. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Мурнау (Баварские Альпы). Органично войдя в среду немецкой модернистской богемы, выступал и как активный организатор: основал группы «Фаланга» (1901), «Новое мюнхенское художественное объединение» (1909; совместно с А.Г.Явленским и др.) и, наконец, «Синий всадник» (1911; совместно с Ф.Марком и др.) – общество, ставшее важным соединительным звеном между символизмом и авангардом. Публиковал художественно-критические Письма из Мюнхена в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909), участвовал на выставках «Бубнового валета».

От ранних, уже достаточно ярких и сочных импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (Пестрая жизнь, 1907, Ленбаххаус, Мюнхен; Дамы в кринолинах, 1909, Третьяковская галерея). В 1910 создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат О духовном в искусстве (книга была опубликована в 1911 на немецком языке). Считая главным в искусстве внутреннее, духовное содержание, полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. В основе его последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» (как сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Драматургия картин маслом и акварелей строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т.д.). Большое внимание мастер всегда уделял графике, в том числе гравюре на дереве. В своем немецком поэтическом альбоме стихов Звуки (Klänge, 1913) стремился к идеальной взаимосвязи беспредметных визуально-графических образов с текстом. Цели синтеза искусств ставил и в замысле спектакля Желтый звук, призванного объединить цвет, свет, движение и музыку (композитора Ф.А.Гартмана; спектакль, текст которого был помещен в альманахе Синий всадник, 1912, не осуществился из-за начала Первой мировой войны).

В 1914 вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения-в-искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер (Москва. Красная площадь, 1916, Третьяковская галерея; Смутное, там же; Сумеречное, Русский музей; Серый овал, Картинная галерея, Екатеринбург; все работы – 1917). В 1918 издал автобиографическую книгу Ступени. Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, раздраженный идеологическими склоками, покинул Россию навсегда после того, как был послан в командировку в Берлин (1921).

В Германии преподавал в «Баухаусе» (с 1922, в Веймаре и Дессау), занимаясь в основном общей теорией формообразования; изложил свой педагогический опыт в книге Точка и линия на плоскости, изданной на немецком языке в 1926. Его космологические фантазии (графическая серия Малые миры, 1922) обретают в этот период более рационально-геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность (В черном квадрате, 1923; Несколько кругов, 1926; обе картины – в Музее С.Гуггенхейма, Нью-Йорк). В 1924 мастер образовал вместе с Явленским, Л.Фейнингером и П.Клее объединение «Синяя четверка», устраивая с ними совместные выставки. Выступил как художник сценической версии сюиты М.П.Мусоргского Картинки с выставки в театре Дессау (1928).

После закрытия нацистами «Баухауса» (1932) переехал в Берлин, а в 1933 – во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен. Испытав значительное воздействие сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте (Доминирующая кривая, 1936, там же; Голубое небо, 1940, Центр Ж.Помпиду, Париж; Разнообразные действия, 1941, Музей С.Гуггенхейма, Нью-Йорк). С началом немецкой оккупации (1939) намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом.

Национальность

Русский

Жанры

Экспрессионизм, Абстракционизм

Годы жизни

1866 - 1944

Википедия

Открыть страницу


Работы художника:



Название

Песня Волги

Год создания

1906

Название

Озеро

Год создания

1910

Название

Пестрая жизнь

Год создания

1907

Название

Картина с лучником

Год создания

1909

Название

На точках

Год создания

1928

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Фрагмент 2 для Композиции 7

Год создания

1913

Название

Каприз

Год создания

1930

Название

Гора

Год создания

1909

Название

Композиция VI

Год создания

1913

Название

Желтое-фиолетовый

Год создания

1925

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Синяя гора

Год создания

1908 - 1909

Название

Казаки (Деталь Композиции IV)

Год создания

1910

Название

Вид Мурнау с железной дорогой и замком

Год создания

1909

Название

Черный и фиолетовый

Год создания

1923

Название

Зимний пейзаж

Год создания

1909

Название

В сером

Год создания

1919

Название

В лесу

Год создания

1904

Название

Арабский город

Год создания

1905

Название

Серый Овал

Год создания

1917

Название

Сдержанный порыв

Год создания

1944

Название

Дома в Мурнау

Год создания

1909

Название

Вид Мурнау

Год создания

1908

Название

Синий всадник

Год создания

1903

Название

Дамы в кринолинах

Год создания

1909

Название

Контрастные звуки

Год создания

1924

Название

Небесно-голубое

Год создания

1940

Название

Нежное восхождение

Год создания

1934

Название

Габриэль Мюнтер за рисованием

Год создания

1903

Название

Доминирующая кривая

Год создания

1936

Название

Роттердамское солнце

Год создания

1906

Название

Невеста. Русская красавица

Год создания

1903

Название

Импровизация 30 (Cannons)

Год создания

1913

Название

Композиция VI

Год создания

1913

Название

В синем

Год создания

1925

Название

Арабы (Кладбище)

Год создания

1909

Название

Импровизация. Мечтательное

Год создания

1913

Название

Красное пятно II

Год создания

1921

Название

Группа в кринолинах

Год создания

1909

Название

Великие башни Киева

Год создания

1924

Название

Сцена II, Gnomus

Год создания

1930

Название

Композиция IV

Год создания

1911

Название

Несколько кругов

Год создания

1926

Название

Без названия (Первая абстрактная акварель)

Год создания

1910

Название

293

Год создания

1913

Название

Нимфенбург

Год создания

1902

Название

Москва. Красная площадь

Год создания

1916

Название

Арабы (Кладбище)

Год создания

1909

Название

Синий всадник

Год создания

1903

Название

Импровизация 7

Год создания

1910

Название

Пейзаж с заводской трубой

Год создания

1910

Название

Серый Овал

Год создания

1917

Название

Сложное-простое

Год создания

1939

Название

Все святые I

Год создания

1911

Название

Пляжные кресла в Голландии

Год создания

1904

Название

Импровизация. Ущелье

Год создания

1914

Название

Белый овал

Год создания

1919

Название

Импровизация. Потоп

Год создания

1913

Название

Синий гребень

Год создания

1917

Название

Зафиксированные точки

Год создания

1942

Название

Вверх

Год создания

1929

Название

День всех святых II

Год создания

1911

Название

Мурнау. Сад

Год создания

1910

Название

Картина на светлом фоне

Год создания

1916

Название

Картина на стекле с солнцем (Маленькие радости)

Год создания

1910

Название

Осень в Баварии

Год создания

1908

Название

Зеленая улочка в Мурнау

Год создания

1909

Название

Церковь в Мурнау

Год создания

1910

Название

Импровизация 11

Год создания

1910

Название

Маленькая мечта в красном

Год создания

1925

Название

Импровизация. Потоп

Год создания

1913

Название

Габриэль Мюнтер

Год создания

1905

Название

Иллюстрация I (альбом "Маленькие Миры")

Год создания

1922

Название

Все святые II

Год создания

1911

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Композиция VII

Год создания

1913

Название

Импрессия III (Концерт)

Год создания

1911

Название

Корова

Год создания

1910

Название

Композиция X

Год создания

1939

Название

Небесно-голубое

Год создания

1940

Название

Первая абстрактная акварель

Год создания

1911

Название

Кладбище и дом пастора в Кохеле

Год создания

1909

Название

Лирическое (Лирика)

Год создания

1911

Название

Картина с черной аркой кандинский

Год создания

1912

Название

Голубой сегмент

Год создания

1921

Название

Иллюстрация IV (альбом "Маленькие Миры")

Год создания

1922

Название

Золотой парус

Год создания

1903