Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции “Воздвижение Креста”, около 1610-1611, “Снятие со Креста”, около 1611-1614, - обе в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами.

Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (“Автопортрет с женой Изабеллой Брант”, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой. Со страстным “языческим” жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (“Союз Земли и Воды”, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Похищение дочерей Левкиппа”, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов; теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в ликующую праздничную гамму. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.

Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные живописцы, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин “История Марии Медичи” (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).

Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок,они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (“Возчики камней”, около 1620, “Пейзаж с радугой”, около 1632-1635, - оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе “Портрет камеристки инфанты Изабеллы” (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. В 1626 году, потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где познакомился с живописью Тициана, работами испанских мастеров.

В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (“Шубка”, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена), иногда в образе мифологических и библейских персонажей (“Вирсавия”, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (“Кермесса”, около 1635-1636, Лувр, Париж), исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Богатство декоративной фантазии, исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок , выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

В “стеновский” период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника - “Елена Фаурмент с детьми” (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), “Три грации” (1638-1640, Прадо, Мадрид), “Вакх” (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций и другие.

В творчестве Рубенса ярко выражены мощный реализм и своеобразный фламандский вариант стиля барокко. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента. Прирожденный живописец-монументалист, график, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, он пользовался почетом при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона. Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу творчества Рубенса. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие живописцы).

Национальность

Фламандец

Жанры

Барокко

Годы жизни

1577 - 1640

Википедия

Открыть страницу


Работы художника:



Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Снятие с креста

Год создания

1614 год

Название

Ферма у озера

Год создания

ок 1618

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Оплакивание Христа

Год создания

1618

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

"Ромул, Рем и волчица»Рим, Капитолийский музей

Год создания

1616

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Автопортрет с Изабеллой Брант

Год создания

1609-1610

Название

Шубка, масло, холст, 176х83 см

Год создания

Неизвестно

Название

Святой Себастьян

Год создания

1614 год

Название

St Francis of Assisi Receiving the Stigmata

Год создания

1635

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Видение св. Ильдефонса

Год создания

1630-1631 гг

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Триумф Маркса

Год создания

1917

Название

Поклонение волхвов. , холст, масло, 283 x 219 см. Лувр, Париж, Франция ...

Год создания

1627 - 1628

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Персей освобождает Андромеду (фрагмент)

Год создания

1621

Название

Положение во гроб

Год создания

1611-1612

Название

Поклонение волхвов. Деталь

Год создания

1616 - 1617

Название

Святые Элигия и Екатерина

Год создания

1610

Название

Тайная вечеря

Год создания

1631

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

decius mus addressing the legions

Год создания

ок 1616

Название

Apotheosis of james

Год создания

1628 - 1630

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Свояченица Сусанна

Год создания

1622 год

Название

Портрет Елены Фурман

Год создания

неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Союз Земли и Воды

Год создания

Ок. 1618

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Венера перед зеркалом

Год создания

1615

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Крестьянский танец

Год создания

1635

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

царь не известный

Год создания

неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Святая Цецилия

Год создания

1639

Название

Портрет Елены Фурман

Год создания

1630 - 32

Название

Суд Париса

Год создания

1639

Название

Сусанна и старцы

Год создания

1608

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Конный портрет герцога Лерма

Год создания

1603 год

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Портрет сыновей - Альберта и Николаса

Год создания

1624

Название

Воздвижение Креста

Год создания

1611 год

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Персей освобождает Андромеду

Год создания

1622 год

Название

Пьяный Силенус

Год создания

1620

Название

Битва амазонок

Год создания

1615

Название

Мария Паллавичино

Год создания

1606

Название

Ребёнок с птицей

Год создания

1620

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Вознесение Девы Марии

Год создания

1620 - 1625

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Нимфы и сатиры

Год создания

1840

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Стигматизация святого Франциска -

Год создания

1616

Название

Ян Гаспар Гевертс В момент написания портрета — секретарь городской управы Антверпена, очень влиятельное лицо в городе.

Год создания

1628

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Снятие с креста

Год создания

1612 -1614

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Пейзаж с радугой

Год создания

1638

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

1614

Название

← → Portrait Of Ludovicus Nonnius

Год создания

1627

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Венера и Марс

Год создания

ок. 1483

Название

Музицирующие ангелы

Год создания

1628

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Битва амазонок

Год создания

1618

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Прибытие Марии Медичи в Марсель Предложить название

Год создания

1625

Название

Портрет Елены Фурман с сыном Франсом

Год создания

1635

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Портрет ребенка

Год создания

16 29( ?)

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Святое семейство и Cв. Елизавета

Год создания

1615

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Оплакивание Христа

Год создания

1602

Название

Без названия.

Год создания

Неизвестно

Название

Carrying the Cross

Год создания

1637

Название

Меркурий и Аргус

Год создания

1638

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Последствия войны

Год создания

1639

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Ночная сцена. деталь

Год создания

1616 - 1617

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Охота на кабана

Год создания

1620

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Распятие

Год создания

1627

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Юнона и Аргус

Год создания

1611

Название

Святое семейство с корзиной

Год создания

1616

Название

церковь Иисуса в Генуе

Год создания

17 век

Название

Мадонна с младенцем

Год создания

ок 1630

Название

Союз земли и воды

Год создания

1618

Название

Какой то фиг. 134536

Год создания

1234

Название

снятие с креста

Год создания

1614

Название

Тайная вечеря

Год создания

1632

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Портрет Джорджа Виллерса, герцога Бакингема Предложить название

Год создания

1617

Название

Избиение невинных

Год создания

1611-1612

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Три Грации

Год создания

1635 год

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Обнаженный юноша

Год создания

конец 16 века

Название

Мадонна с младенцем, Святой Елизаветой и святым Иоанном Крестителем,

Год создания

ок 1618

Название

Мадонна с младенцем на троне со святыми (этюд).

Год создания

ок 1628

Название

Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Год создания

1623—1626

Название

The Feast of Venus

Год создания

1635 - 36